Piвнe-Paкуpc - просто ЦIКАВА газета №232 від 23.03.2006p.
Передплатний індекс:
23429
Тел. +38(0362) 623131, (098)0565477

#Вибори без вибору

«Абы не было войны»

«Абы не было войны»

Сябри-білоруси знову обрали президента

І, певна річ, ним знову став Лукашенко. Напередодні виборів кілька рівнян – молодих, гарячих студентів – рвонули до Мінська, підтримувати опозицію. Мовляв, ми покажемо цим білорусам, якою має бути справжня демократія. Але чи потрібно рятувати сябрів від тоталітарного режиму? Чи, взагалі, цікавить їх досвід українського Майдану? Кореспонденту “РР” вдалося взяти інтерв’ю у двох громадян Білорусі, які щойно проголосували за… Яка різниця, за кого, адже результат виборів уже відомий.

Кореспондент: Представтеся, будь ласка.

1-й співрозмовник: меня зовут Николай. Фамилию прошу не указывать.

Кореспондент: Ви чогось боїтеся?

Николай: После этого интервью меня и мою семью могут преследовать. Собственно, я потому и хочу переехать в Ровно, на Украину. Я ведь отсюда родом.

2-й співрозмовник: Мое имя Дмитрий. И я тоже просил бы публиковать это интервью без указания моей фамилии. Хочется, понимаете, еще пожить спокойно. А за то, что я вам сейчас скажу, мне светит срок самое малое три года. Как раз накануне выборов в белорусское законодательство ввели еще одну статью, предусматривающую довольно жесткое наказание за действия, компрометирующие образ Республики Белорусь, - от 2-х до 6-ти лет тюремного заключения.

Кореспондент: То як же відбувалися вибори у вашій країні? Чи був насправді у людей вибір?

Николай: Вы помните советские выборы? Было примерно то же самое: духовой оркестр, толпы радостных людей, спешащих на участки голосовать, буфеты с разной вкуснятиной, - даже вином торговали. Само голосование происходило точно по букве закона: мою фамилию сверили по паспорту, я поставил подпись в списке и в кабинке поставил значок около нужной фамилии. Были у нас на участке и наблюдатели, от общественных организаций. Все прошло спокойно.

Кореспондент: А як же опозиція? Ваше білоруське телебачення попереджало, що можуть бути виступи опозиційних сил, навіть теракти…

Дмитрий: Людей просто запугали так называемой «оппозицией». На самом деле ее как таковой и нет в Белоруси. Откуда ей взяться, если «батька» любую независимую поросль, которая появляется в стране, уничтожает задолго до каких-то эксцессов. У нас, чтоб вы знали, очень хорошо работает комитет госбезопасности и, особенно, отдел защиты конституционного строя. У меня знакомый помогал Милинкевичу (оппозиционному кандидату), так его как раз перед выборами задержали – правда, всего на сутки. Без всяких причин, для «профилактики».

Николай: Я голосовал за Лукашенко. А за кого еще? Другие кандидаты очень слабые, чтобы стать лидером нации.

Дмитрий: Вот-вот, люди у нас так и говорят: «А за кого еще?». Основная электоральная база действующего президента – это пенсионеры и госслужащие. И те, и другие у нас живут хорошо. Пенсии солидные, зарплаты.

Кореспондент: Виходить, вас, білорусів, нема від чого рятувати?

Николай: Я бы сказал, это просто бесполезно.

Дмитрий: Да нет, проблем в стране более чем достаточно. Вы знаете, что у нас вообще нет независимой прессы? Газеты – или государственные, или проправительственные. Если появляются какие-то другие, то очень скоро перестают выходить. Налоговая наедет, штраф какой-то припаяют. То же касается телевидения, радио.

Кореспондент: А Інтернет?

Дмитрий: Я приведу такой факт. За две недели до выборов интернет-сети, знаете, которые между домами, были полностью отключены. А что касается других систем, то провайдеры жаловались на небывало низкую скорость, - открыть какое-то окно практически было невозможно.

На самом деле, у нас в стране идет планомерное оболвание народа, - помните, как было в СССР? Мол, мы в капиталистической осаде, кругом враги, и только наша маленькая страна стойко охраняет свои ценности. Люди, особенно, кто постарше, хором повторяют одно и то же: «Абы не было войны». И ссылаются, о чем бы не шла речь, на Лукашенко: «Наш батька сказал». У нас даже гуманитарная помощь запрещена: чтобы оппозицию никто с Запада не подкармливал.

Кореспондент: А взагалі, як живеться в Білорусі, - в матеріальному плані?

Николай: Мне – хорошо. Спокойно. Дороги, например, у нас намного лучше, чем у вас. И предприятия все работают. Спорт очень высоко развит, - ведь это престиж страны. И правоохранительные органы работают очень четко. За любое нарушение закона обязательно привлекают к ответственности. Например, за взятки, - сразу же сажают. Правда, что касается бизнеса… Свободным предпринимателем в нашей стране быть очень сложно. Проверками мучают, бюрократия неимоверная.

Дмитрий: Да, бизнес вести в Беларуси очень сложно. Законы меняются задним числом, появляются все новые поборы. Фактически, происходит постепенное удушение частного бизнеса. И людям это внушают. Например, опросы по телевидению показывают: мол, 63 процента населения высказываются за то, что частный бизнес в стране не нужен.

Кореспондент: Зараз, поки ми з вами розмовляємо, в Білорусі, можливо, вже розпочалася “джинсова” революція. Кажуть, що вона все-таки готувалася певними силами. Може, зателефонуєте своїм, а потім розкажете нам, що там насправді?

Дмитрий: Позвонить-то я могу. Но вот говорить об этом – нет. Связь полностью контролируется. В случае каких-то подозрительных разговоров против моих родных или знакомых могут быть применены санкции.

Кореспондент: А як білоруси ставляться до подій в Україні? До України?

Николай: Очень хорошо относятся. Мы, украинцы, проживающие в Белоруси, вообще являемся патриотами своей настоящей родины. Сочувствуем, сопереживаем.

Дмитрий: Понимаете, у вас дышится легко…

23.03.2006Розмову вела

Катерина КОНЄВА




Рівне-Ракурс №10 від 23.03.2006p. 
На головну сторінку